ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Пронского района Рязанской области
за 2014-2015 учебный год
1.Общая характеристика учреждения
Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Пронского района Рязанской области.
Сокращенное наименование учреждения: МБУ ДО «ЦППМ и СП».
Место нахождения учреждения и почтовый адрес: 391160, г.Новомичуринск, Пронского района, Рязанской области, проспект Энергетиков, д.20.
Сайт : http://centrpsixologiy.ucoz.ru
Директор: Сальникова Галина Александровна.
Заместитель директора: Ребров Сергей Александрович.
Телефон: (49141) 2-24-55, тел/факс: (49141) 2-16-65.
Email: mou-cpmss@yandex.ru.
Решение об открытии центра социально-психологической помощи детям, подросткам, их родителям и педагогам на базе детского сада №3 г.Новомичуринска было принято Постановлением главы администрации Пронского района Рязанской области №274 от 11 октября 1995 года.
Постановлением главы Пронского района Рязанской области №264 от 27 августа 1999 года зарегистрировано муниципальное образовательное учреждение – Центр социально-психологической и медицинской помощи Пронского района Рязанской области, основными видами деятельности которого являлись диагностика психологического, физического развития и отклонений в поведении детей, проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и др. Имущество за учреждением было закреплено в оперативное управление в декабре 2000 года.
В июне 2002 года учреждение было переименовано в центр психолого-медико-социального сопровождения муниципального образования – Пронский район Рязанской области.
30 ноября 2006 года постановлением главы администрации муниципального образования – Пронский муниципальный район Рязанской области №499 утверждён Устав Муниципального образовательного учреждения – центр психолого - медико-социального сопровождения – муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в новой редакции.
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №187 от 07.05.2010г. учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области».
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №591 от 02.12.2010г. учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области (МОУ «ЦППРК»).
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №239 от 25.05.2011г. учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области».
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области №698 от 12 декабря 2011г. утвержден Устав Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области» (МОУ - ЦПМСС) в новой редакции.
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №397 от 23.09.2014г. учреждение переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Пронского района Рязанской области (МБУ ДО «ЦППМ и СП»), утверждена новая редакция Устава, по которому учреждение работает в настоящее время.
Учредителем МБУ ДО «ЦППМ и СП» является: муниципальное образование – Пронский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области.
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1026200622271, присвоен 09.12.2002г. Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области от 30 сентября 2014 года о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за государственным регистрационным номером (ГРН) 2146214006882.
Сведения о видах экономической деятельности. Основной код ОКВЭД 80.10.3 Дополнительное образование детей. Дополнительный код ОКВЭД 85.1 Деятельность в области здравоохранения.
В соответствии с лицензией серия 62Л01 №0000485, регистрационный № 11-1901, выданной 05.11.2014г. учреждение бессрочно имеет право на осуществление образовательной деятельности: Дополнительное образование. Подвиды: дополнительное образование детей и взрослых. Приказ министерства образования Рязанской области от 05.11.2014г. №1054-нк.
Центр имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-62-01-001263 от 14 ноября 2014 года.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Формами коллегиальности являются Общее собрание трудового коллектива и Педагогический совет.
Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования, реализующее дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, оказывая психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.
Учреждение обеспечивает оказание помощи детям и подросткам от 3 до 18 лет, имеющим проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательных учреждений. Деятельность Учреждения направлена на обеспечение и защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи.
В учреждение принимаются дети и подростки от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другими образовательными организациями с согласия родителей (законных представителей): с высокой степенью педагогической запущенности; с нарушением эмоционально-волевой сферы; с нарушением речи; с ограниченными возможностями здоровья; подвергшиеся различным формам физического и психического насилия; вынужденные покинуть семью по разным причинам; оставшиеся без попечения родителей; испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления; оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется Учреждением, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.
Предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Целями и задачами деятельности Учреждения являются:
- оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления;
- помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление индивидуально-ориентированной психологической, педагогической, медицинской, социальной, юридической и другой помощи детям;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактика злоупотребления психоактивных веществ;
- оказание помощи другим образовательным организациям по вопросам реализации основных образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся.
Основными направлениями (видами) деятельности Учреждения являются:
- обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам социально-педагогической направленности, коррекционно-развивающим программам;
- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, включающая в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
- услуги по диагностике уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей от 3 до 18 лет, профилактической и консультативной работе с детьми от 3 до 18 лет и их родителями (законными представителями);
- оказание медицинских услуг детям до 18 лет;
- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
- организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
-проведение комплекса лечебно-оздоровительных и психиатрических мероприятий;
- анонимное консультирование детей;
- методическое сопровождение педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам организации, воспитания и обучения несовершеннолетних с проблемами в развитии;
- просветительская и методическая работа со специалистами образовательных организаций по основным направлениям деятельности Учреждения;
- организация и проведение семинаров, круглых столов, семейных творческих акций, конференций, конкурсов и др.;
- поддержка и развитие связей с научными, исследовательскими и другими организациями с целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности Учреждения;
- межведомственное взаимодействие с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, службой занятости, ЗАГС, УФМС и другими организациями для координации совместных действий по защите прав детей;
- осуществление комплекса мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказание им социальной помощи, осуществление связей с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями;
- осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций;
- подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Зачисление в отделение социальной реабилитации производится по заявлению родителей (законных представителей), ходатайству глав администрации сельских и городских поселений, направлению ОМВД России по Пронскому району, заявлению детей попавших в экстремальные жизненные ситуации. Возраст детей и подростков для зачисления в отделение социальной реабилитации от 3 до 18 лет. Дети находятся в отделении социальной реабилитации до момента их устройства или разрешения трудной жизненной ситуации. Дети, проживающие в Учреждении, обеспечиваются питанием по нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа. Перевод детей в другие образовательные учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Отчисление воспитанников осуществляется приказом директора.
Информирование о деятельности Центра осуществляется через:
- Сайт Центра;
- Материалы в сборниках РИРО;
- Буклеты, листовки, памятки;
- Стендовую информацию;
- Статьи в СМИ.
2.Особенности образовательного процесса
Для реализации поставленных целей и задач специалисты Центра используют утвержденные образовательные программы социально-педагогической направленности и коррекционно-развивающие программы. Пополняется арсенал методических, диагностических, коррекционно-развивающих разработок, пособий, тестов и других материалов, банк данных по всем направлениям работы, функционирует сенсорная комната, тренажерный зал.
По объекту деятельности МБУ ДО «ЦППМ и СП» ориентировано на многопрофильную, многофункциональную работу с детьми, подростками, молодежью, семьями, работниками сферы образования.
По виду помощи: педагогическая, психологическая, социальная, медицинская, логопедическая, дефектологическая.
По содержанию деятельности: диагностическая, консультативная, развивающе-коррекционная, просветительская, информационная, обучающая, профилактическая.
В Центре реализуются типовые, рекомендованные Министерством образования и науки РФ и модифицированные образовательные программы:
№ п/п |
Программы |
Возрастная группа |
1 |
Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старшеклассников |
14-16лет |
2 |
Программа «Выбирайте профессию» |
13-16лет |
3 |
Программа занятий в сенсорной комнате |
3-7лет |
4 |
Программа «Профилактика школьной дезадаптации младших школьников» |
7-11лет |
5 |
Программа по формированию и сохранению психологического здоровья младших школьников «Хочу быть успешным». |
7-11лет |
6 |
Программы логопедической работы по преодолению ФФН, ОНР у детей, дисграфии и дислексии |
3-11лет |
7 |
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». |
3-11лет |
8 |
Программа «Укрепление психического здоровья учащихся и профилактика зависимости от психоактивных веществ «Формула XXI века» |
11-18лет |
9 |
Программа «Азбука солнечного настроения» |
3-11лет |
10 |
Комплекс занятий по театрализованной деятельности «Добрый мир театра» |
3-15лет |
11 |
Программа занятий в тренажерном зале |
12-18лет |
12 |
Программа «Воспитание маленького гражданина» |
5-7 лет |
13 |
Программа досуговой деятельности «Позитив» |
4-18 лет |
14 |
Программа «Цветик - семицветик» |
5-7 лет |
15 |
Программа «Знакомство с самим собой» |
11-12 лет |
16 |
Программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА» |
14-16 лет |
Программы реализуются через индивидуальные и групповые занятия длительностью от 20 до 45 минут (в зависимости от возраста ребенка и его психофизиологического состояния), клубы.
Показатели эффективности деятельности по программам зависят от формирования личностных и социально значимых компетентностей у детей и подростков.
Образовательный процесс ведется на русском языке.
Платных образовательных услуг нет.
3.Условия осуществления образовательного процесса
МБУ ДО «ЦППМ и СП» функционирует в режиме пяти- и шестидневной рабочей недели, отделение социальной реабилитации (приют) - круглосуточно.
Организация образовательного процесса в Учреждении регламентируется годовым и учебным планом, перспективно-тематическим планированием педагогов, графиком работы специалистов и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми Учреждением самостоятельно.
В Центре работают следующие специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-организатор, инструктор по физкультуре, юрист, врач-невролог, врач-психиатр, которые имеют высшее профессиональное образование.
С целью расширения информационного пространства профессиональной деятельности специалистов в Центре обеспечен доступ педагогических работников к сети Интернет. Педагогические работники владеют навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Наличие технических средств в МБУ ДО «ЦППМ и СП»: 4 стационарных и 2 переносных компьютера , интерактивная доска, 2 проектора, слайдопроектор, сканер, 2 копировальных аппарата, 4 принтера, 3 телевизора, 2 музыкальных центра, оборудование сенсорной комнаты.
Центр расположен в хорошо приспособленных помещениях, занимает часть типового здания детского сада на 280 мест. Здание кирпичное, имеется собственная территория – огороженная и благоустроенная. МБУ ДО «ЦППМ и СП» пользуется помещениями, общей площадью 916,7 кв.м. на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №1 от 12 января 2015 года, заключенному с МДОУ «Новомичуринский сад №2», с согласия администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области. Совместно пользуются помещениями площадью 263,6 кв.м. и прилегающим земельным участком с игровыми и детскими площадками.
Водоснабжение горячей и холодной питьевой водой, канализация и отопление – централизованные от городских сетей.
Естественное освещение – через оконные проемы, искусственное – люминесцентными лампами и лампами накаливания в соответствии с СанПиН.
Вентиляция – естественная приточно-вытяжная. Вентиляция также осуществляется естественным сквозным способом проветривания через окна и фрамуги.
В центре имеются следующие помещения: тренажерный зал, медицинский кабинет, учебные комнаты, помещения группы ОСР, сенсорная комната, административные и хозяйственно-бытовые (столовая, пищеблок, прачечная, раздевалки, санитарные комнаты, душевые) помещения.
Безопасность учреждения обеспечивается охраной (сторожами), учреждение оборудовано тревожной кнопкой, объектовой станцией пожарного мониторинга, подключенной к автоматической пожарной сигнализации, ведется видеонаблюдение.
4.Социальная активность и внешние связи учреждения
На протяжении всего времени работы Центра активно развивалась сеть социального партнерства.
МБУ ДО «ЦППМ и СП» осуществляет взаимодействие с социальными партнерами на основании договоров о совместной деятельности с образовательными учреждениями района, циклограмм УО и МП, договоров на оказание образовательных услуг с родителями, заявлений родителей, их согласия.
Реализация комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей невозможна без сохранения преемственности и взаимосвязи с образовательными учреждениями района: школами и дошкольными учреждениями. Развитие и формирование личности ребенка предполагает включение его в многообразные виды деятельности.
В 2014-2015 учебном году были успешно проведены традиционные мероприятия по следующим направлениям: профилактика злоупотребления ПАВ и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактика правонарушений, профилактика суицидального поведения подростков, профилактика школьной дезадаптации, профориентация и профконсультирование, психологические исследования, психологическое просвещение учащихся, педагогов, родителей, тематические праздники.
За прошедший учебный год большое значение отводилось просветительской работе с учащимися и родителями. Использовались различные формы проведения: семинары-практикумы, занятия клубов «Диалог»и «ТЫ+Я», занятия с элементами тренинга, лекции, беседы и многие другие. Темы были выбраны с учетом наиболее часто встречающихся проблем и задаваемых вопросов:«Осторожно:ребенок в опасности!» (родительский всеобуч), «Насвай. Курительные смеси», «Подросток и закон»(клуб «Диалог»), «Ответственность родителей за воспитание детей», «Методы семейного воспитания. Поощрение и наказание в семье: за и против», «Первый раз в пятый класс» и ряд других.
Одним из направлений деятельности Центра является работа по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних, оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
С целью повышения профессионального мастерства, результативности работы на базе МБУ ДО «ЦППМ и СП» проходят семинары-практикумы, «круглые столы», «рабочие встречи», конференции. Так в прошедшем учебном году прошли семинар для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов Пронского района на тему: «Предотвратим шаг в бездну»( профилактика предных привычек и употребления ПАВ), семинар для для заместителей заведующих ДОУ, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов Пронского района на тему: «Комплексный подход к проблеме повышения уровня психоэмоционального благополучия воспитанников детского сада».
Важнейшим направлением методической работы являются:
-оказание помощи специалистам в поисках эффективных методов работы;
-реализация личностных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;
-совершенствование педагогического мастерства.
Работая по направлению психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного сопровождения старшеклассников, свою деятельность специалисты строят в соответствии с целями и задачами направлений муниципальной модели психолого-медико-социального сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения и профориентации в ОУ Пронского района. Для эффективной реализации целей и задач активно взаимодействуют с родителями, педагогами, классными руководителями, психологами образовательных учреждений. Результатом работы является увеличение количества самоопределившихся в выборе будущей профессии, повышение количества учащихся, хорошо представляющих свою будущую профессию. В этом учебном году был приобретен мультимедийный комплект для кабинета профориентации, комплект диагностических методик. Данные электронные пособия могут усовершенствовать работу по направлению психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного сопровождения старшеклассников.
Для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей и подростков педагоги-психологи проводят групповые и индивидуальные занятия, используя психотехнические упражнения, элементы тренинга, кинезиологические упражнения, техническое оснащение сенсорной комнаты. Занятия в «группах общения» и в сенсорной комнате способствовали повышению стрессоустойчивости у детей и подростков.
Центр имеет возможность выхода в интернет, что позволяет своевременно обновлять нормативно-правовую базу, размещать информацию на сайте Центра, специалистам накапливать практические материалы, педагогические находки.
В этом учебном году специалисты МБУ ДО «ЦППМ и СП» принимали активное участие в семинарах и конференциях различного уровня. Для повышения авторитета Центра у детей, их родителей, населения многие мероприятия, проводимые учреждением, были освещены в СМИ, на сайте учреждения.
5.Финансово-экономическая деятельность
Годовой бюджет МБУ ДО «ЦППМ и СП» на 2014-2015 учебный год составил 8045,75 тыс. руб. Источник финансирования – местный бюджет.
Муниципальное задание на календарный год формирует и утверждает Учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на основные виды деятельности осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности учреждения. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется Учредителем. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
МБУ ДО «ЦППМ и СП» работает на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для нужд учреждения.
Платных услуг Центр не оказывает.
6. Перспективы и планы развития
С целью повышения качества процесса психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в 2015-2016 учебном году запланировано:
-обновить содержание социально-педагогических программ с учетом действующих нормативно-правовых актов в сфере дополнительного образования;
-продолжить внедрение инновационных технологий в работу с детьми разных категорий;
-усовершенствовать деятельность по ранней профилактике отклонений в развитии и поведении ребенка, в том числе через работу ПМПК;
-продолжить работу по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних, оказанию своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации;
-совершенствовать предпрофильное и профильное сопровождение старшеклассников ОУ Пронского района путем использования новых методик, эффективных форм работы;
-способствовать развитию педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний через лекторий «родительского клуба»;
-использовать информационные ресурсы Центра и районных СМИ с целью повышения компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах развития и воспитания детей;
-выйти на качественно новый уровень по оказанию опережающей методической и консультативной помощи педагогам Пронского района;
-расширить, укрепить и оптимизировать сотрудничество Центра с образовательными учреждениями района в области оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним;
-повысить качество предоставляемых услуг за счет повышения квалификации педагогических работников по основным направлениям деятельности;
-продолжить психолого-педагогическую работу с семьями детей-инвалидов, приемными семьями и семьями, взявшими детей под опеку.
Директор
МБУ ДО ЦППМ и СП» Г.А. Сальникова