ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области»
за 2013-2014 учебный год
1.Общая характеристика учреждения
Полное наименование: Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области».
Сокращенное наименование учреждения: МОУ - ЦПМСС.
Место нахождения учреждения и почтовый адрес: 391160, г.Новомичуринск, Пронского района, Рязанской области, проспект Энергетиков, д.20.
Сайт : http://centrpsixologiy.ucoz.ru
Директор: Сальникова Галина Александровна.
Заместитель директора: Ребров Сергей Александрович.
Телефон: (49141) 2-24-55, тел/факс: (49141) 2-16-65.
Email: mou-cpmss@yandex.ru.
Решение об открытии центра социально-психологической помощи детям, подросткам, их родителям и педагогам на базе детского сада №3 г.Новомичуринска было принято Постановлением главы администрации Пронского района Рязанской области №274 от 11 октября 1995 года.
Постановлением главы Пронского района Рязанской области №264 от 27 августа 1999 года зарегистрировано муниципальное образовательное учреждение – Центр социально-психологической и медицинской помощи Пронского района Рязанской области, основными видами деятельности которого являлись диагностика психологического, физического развития и отклонений в поведении детей, проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и др. Имущество за учреждением было закреплено в оперативное управление в декабре 2000 года.
В июне 2002 года учреждение было переименовано в центр психолого-медико-социального сопровождения муниципального образования – Пронский район Рязанской области.
30 ноября 2006 года постановлением главы администрации муниципального образования – Пронский муниципальный район Рязанской области №499 утверждён Устав Муниципального образовательного учреждения – центр психолого - медико-социального сопровождения – муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в новой редакции.
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №187 от 07.05.2010г. учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области».
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №591 от 02.12.2010г. учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области (МОУ «ЦППРК»).
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район №239 от 25.05.2011г. учреждение переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области».
Постановлением администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области №698 от 12 декабря 2011г. утвержден Устав Муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения - муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области» (МОУ - ЦПМСС) в новой редакции, по которому учреждение работает в настоящее время.
Учредителем МОУ - ЦПМСС является: муниципальное образование – Пронский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области.
МОУ - ЦПМСС в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, нормативными документами по вопросам охраны здоровья населения, нормативными актами, приказами, инструкциями органов управления образования и здравоохранения, решениями и постановлениями местных органов власти, договором с учредителем и Уставом.
МОУ - ЦПМСС работает на основании СанПиН 2.4.1201-03 «Санитарные требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 20.06.2003г. (с изм. от 28.04.2007г.).
Целевую группу деятельности специалистов Центра составляют: дети, подростки, молодые люди в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети и подростки с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители), педагогические работники образовательных учреждений Пронского района, работники здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел и других организаций, деятельность которых направлена на защиту интересов детей и подростков по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и здоровьем детей.
Основными целями и задачами деятельности Учреждения являются:
- оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
- помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской, юридической и другой помощи детям;
- оказание помощи другим образовательным учреждениям всех типов по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Основными направлениями (видами) деятельности Учреждения являются:
- обучение детей по дополнительным образовательным программам социально-педагогической направленности;
- услуги по диагностике уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей от 3 до 18 лет, профилактической и консультативной работе с детьми от 3 до 18 лет и их родителями (законными представителями);
- оказание медицинских услуг детям от 3 до 18 лет;
- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
- организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке;
- психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
- организация образовательной деятельности по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
-проведение комплекса лечебно-оздоровительных и психиатрических мероприятий;
- оказание помощи обратившимся в профориентации;
- анонимное консультирование детей;
- методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам организации, воспитания и обучения несовершеннолетних с проблемами в развитии;
- просветительская и методическая работа со специалистами образовательных учреждений по основным направлениям деятельности Учреждения;
- организация и проведение семинаров, круглых столов, семейных творческих акций, конференций, конкурсов, в том числе международных;
- поддержка и развитие связей с научными, исследовательскими и другими организациями с целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности Учреждения;
- межведомственное взаимодействие с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, службой занятости, ЗАГС, УФМС и другими организациями для координации совместных действий по защите прав детей;
- выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их психолого-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Зачисление в отделение социальной реабилитации производится по заявлению родителей (законных представителей), ходатайству глав администрации сельских и городских поселений, направлению РОВД, заявлению детей попавших в экстремальные жизненные ситуации. Возраст детей и подростков для зачисления в отделение социальной реабилитации от 3 до 18 лет. Дети находятся в отделении социальной реабилитации до момента их устройства или разрешения трудной жизненной ситуации. Дети, проживающие в Учреждении, обеспечиваются питанием по нормам, предусмотренным для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа. Отчисление воспитанников осуществляется приказом директора.
Учреждение в соответствии с лицензией серия 62 №000275, регистрационный № 11-0116, выданной 18.03.2011г. бессрочно имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам социально-педагогической направленности и коррекционно-развивающим программам.
Центр имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-62-01-000568 от 30 июня 2011 года.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются общее собрание трудового коллектива и педагогический совет.
2.Особенности образовательного процесса
Для реализации поставленной цели специалисты Центра используют утвержденные образовательные программы социально-педагогической направленности и коррекционно-развивающие программы. Пополняется арсенал методических, диагностических, коррекционно-развивающих разработок, пособий, тестов и других материалов, банк данных по всем направлениям работы, функционирует сенсорная комната, тренажерный зал.
По объекту деятельности МОУ - ЦПМСС ориентировано на многопрофильную, многофункциональную работу с детьми, подростками, молодежью, семьями, работниками сферы образования.
По виду помощи: педагогическая, психологическая, социальная, медицинская, логопедическая, дефектологическая.
По содержанию деятельности: диагностическая, консультативная, коррекционная, просветительская, информационная, обучающая, профилактическая.
В Центре реализуются типовые, рекомендованные Министерством образования и науки РФ и модифицированные образовательные программы:
- Программа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старшеклассников.
- Программа «Выбирайте профессию».
- Программа занятий в сенсорной комнате.
- Программа «Профилактика школьной дезадаптации младших школьников».
- Программа по формированию и сохранению психологического здоровья младших школьников «Хочу быть успешным».
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием у детей.
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
- Программа по преодолению дисграфии, дислексии.
- Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
- Программа «Укрепление психического здоровья учащихся и профилактика зависимости от психоактивных веществ «Формула XXI века».
- Программа «Азбука солнечного настроения».
- Комплекс занятий по театрализованной деятельности.
- Программа занятий в тренажерном зале.
- Развивающие занятия на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Программы реализуются через индивидуальные и групповые занятия длительностью от 20 до 45 минут (в зависимости от возраста ребенка и его психофизиологического состояния), клубы.
Показатели эффективности деятельности по программам зависят от формирования личностных и социально значимых компетентностей у детей и подростков.
Образовательный процесс ведется на русском языке.
Платных образовательных услуг нет.
3.Условия осуществления образовательного процесса
МОУ - ЦПМСС функционирует в режиме пяти- и шестидневной рабочей недели, отделение социальной реабилитации (приют) - круглосуточно.
Образовательный процесс Центра осуществляется через планирование на учебный год, ежемесячные планы мероприятий, расписаниями занятий.
В МОУ - ЦПМСС работают следующие специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед, учителя-дефектологи, педагог-организатор, инструктор по физкультуре, юрисконсульт, врач-невролог, врач-психиатр, которые имеют высшее профессиональное образование.
С целью расширения информационного пространства профессиональной деятельности специалистов в Центре обеспечен доступ педагогических работников к сети Интернет. Педагогические работники владеют навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Центр расположен в хорошо приспособленных помещениях, занимает часть типового здания детского сада на 280 мест. Здание кирпичное, имеется собственная территория – огороженная и благоустроенная. МОУ - ЦПМСС пользуется помещениями, общей площадью 916,7 кв.м. на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №1 от 15 мая 2012 года, заключенному с МДОУ «Новомичуринский сад №3», с согласия администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области. Совместно пользуются помещениями площадью 263,6 кв.м. и прилегающим земельным участком с игровыми и детскими площадками.
Внутренняя отделка помещений:
Стены на 1,5 м покрашены масляной краской светлых тонов, часть стен и потолки побелены водоэмульсионной краской, в процедурном кабинете и в санитарных узлах стена на 1,8 м покрыта керамической плиткой. Пол покрыт линолеумом
Водоснабжение горячей и холодной питьевой водой, канализация и отопление – централизованные от городских сетей.
Естественное освещение – через оконные проемы, искусственное – люминесцентными лампами и лампами накаливания в соответствии с СанПиН 2.2.1/2 1.1.1278-03.
Вентиляция – естественная приточно-вытяжная. Вентиляция также осуществляется естественным сквозным способом проветривания через окна и фрамуги.
В центре имеются следующие помещения: тренажерный зал, медицинский кабинет, учебные комнаты, помещения группы ОСР, сенсорная комната, административные и хозяйственно-бытовые (столовая, пищеблок, прачечная, раздевалки, санитарные комнаты, душевые) помещения.
Безопасность учреждения обеспечивается охраной (сторожами), учреждение оборудовано тревожной кнопкой, объектовой станцией пожарного мониторинга, подключенной к автоматической пожарной сигнализации, ведется видеонаблюдение.
4.Социальная активность и внешние связи учреждения
На протяжении всего времени работы МОУ - ЦПМСС активно развивалась сеть социального партнерства.
МОУ - ЦПМСС осуществляет взаимодействие с социальными партнерами на основании договоров о совместной деятельности с образовательными учреждениями района, циклограмм УО и МП, договоров на оказание образовательных услуг с родителями, заявлений родителей, их согласия.
Реализация комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей невозможна без сохранения преемственности и взаимосвязи с образовательными учреждениями района: школами и дошкольными учреждениями.
Развитие и формирование личности ребенка предполагает включение его в многообразные виды деятельности. В 2013-2014 учебном году были успешно проведены традиционные мероприятия по следующим направлениям: профилактика злоупотребления ПАВ и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), профилактика правонарушений, профилактика суицидального поведения подростков, профилактика школьной дезадаптации, профориентация и профконсультирование, психологические исследования, психологическое просвещение учащихся, педагогов, родителей, тематические праздники.
Праздничные мероприятия были проведены при помощи и участии воспитанников ОСР, сотрудников Центра, обучающихся и родителей. Целью данных мероприятий являлось создание ситуаций успеха, способствование раскрытию творческих способностей детей, расширение кругозора, формированию чувства ответственности за коллектив и дружескую поддержку, толерантность, уважение к традициям.
Информирование о деятельности Центра осуществляется через:
- Сайт Центра;
- Буклеты, листовки, памятки;
- Стендовую информацию;
- Статьи в СМИ.
Большое значение отводилось просветительской работе с учащимися и родителями. Использовались различные формы проведения: семинары-практикумы, занятия клубов «Диалог»и «ТЫ+Я», занятия с элементами тренинга, лекции, беседы и многие другие. Темы были выбраны с учетом наиболее часто встречающихся проблем и задаваемых вопросов:«Осторожно:ребенок в опасности!» (родительский всеобуч), «Насвай. Курительные смеси», «Подросток и закон»(клуб «Диалог»), «Подростковый моббинг» и ряд других.
Одним из направлений деятельности Центра психолого-медико-социального сопровождения является работа по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних, оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
С целью повышения профессионального мастерства, результативности работы на базе МОУ-ЦПМСС проходят семинары-практикумы, «круглые столы», «рабочие встречи», конференции. Так в прошедшем учебном году прошли семинары для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов Пронского района на тему: «Жизнь бесценна» (профилактика суицида среди несовершеннолетних, «Детский мир без слез» (профилактика жестокого обращения и насилия в семье).
Важнейшим направлением методической работы являются:
-оказание помощи специалистам в поисках эффективных методов работы;
-реализация личностных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;
-совершенствование педагогического мастерства.
Специалисты Центра работают по направлению психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного сопровождения старшеклассников. Свою деятельность они строят в соответствии с целями и задачами направлений Муниципальной модели психолого-медико-социального сопровождения предпрофильной подготовки, профильного обучения и профориентации в ОУ Пронского района. Для эффективной реализации целей и задач активно взаимодействуют с родителями, педагогами, классными руководителями, психологами образовательных учреждений. В прошедшем учебном году специалисты Центра принимали участие в районных семинарах-практикумах: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, поддержки трудоустройства и адаптации учащихся в соответствии с требованиями регионального рынка труда», «Из опыта работы МОУ «Новомичуринская СОШ №2» по организации профориентационной работы. Применение в обучении комплектов интерактивных учебных пособий в образовательном процессе». Результатом работы является увеличение количества самоопределившихся в выборе будущей профессии, повышение количества учащихся, хорошо представляющих свою будущую профессию.
Для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей и подростков педагоги-психологи проводят групповые и индивидуальные занятия, используя психотехнические упражнения, элементы тренинга, кинезиологические упражнения, техническое оснащение сенсорной комнаты. Занятия в «группах общения» и в сенсорной комнате способствовали повышению стрессоустойчивости у детей и подростков.
5.Финансово-экономическая деятельность
Годовой бюджет МОУ - ЦПМСС в 2013-2014 учебном году составил 8052,1тыс.руб. Источник финансирования – местный бюджет.
Муниципальное задание на календарный год формирует и утверждает Учредитель. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на основные виды деятельности осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности учреждения. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется Учредителем. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Платных услуг Центр не оказывает.
6. Перспективы и планы развития
С целью повышения качества процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи в 2014-2015 учебном году запланировано:
- В рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС:
-совершенствовать предпрофильное и профильное сопровождение старшеклассников Пронского района путем использования новых методик;
-совершенствовать деятельность МОУ - ЦПМСС по психологическому сопровождению одаренных детей;
-выйти на качественно новый уровень по оказанию опережающей методической и консультативной помощи педагогам Пронского района;
-способствовать развитию педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний через лекторий «родительского клуба».
- В соответствии с анализом социальной ситуации и прогнозом развития скорректировать рабочие программы специалистов, использовать современные технологии обучения и развития детей, а также новые формы работы с родителями, педагогами-психологами, социальными педагогами, логопедами.
- Продолжить работу по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних, оказанию своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации.
- Продолжить работу в «группах общения» воспитанников ОСР, учащихся школ, воспитанников ДОУ с использованием нового оборудования и сенсорной комнаты, для усвоения эмоциональной модели общения, поведения. Дополнить тематику занятий клубов «Диалог», «Ты+Я», «групп общения».
- Продолжить психолого-педагогическую работу с семьями детей-инвалидов, приемными семьями и семьями, взявшими детей под опеку.
- Продолжить политику поддерживания внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.
Увеличение числа обращений за квалифицированной помощью, позволяют сделать вывод о востребованности услуг центра, свидетельствует об улучшении информационно-просветительской работы с детьми, их родителями и педагогами.
Директор МОУ-ЦПМСС Г.А. Сальникова
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД