Как научиться сдавать экзамены.
( Практическая психология образования.
Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.)
Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит. Вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Конечно, такие навыки приобретаются не прямо накануне выпускных экзаменов, а значительно раньше, отрабатываются отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов, при написании контрольных работ и в других случаях, не столь эмоционально напряженных, как собственно выпускные экзамены.
Я хочу вам предложить советы российских и зарубежных психологов, которые выделяют три основных этапа:
1) подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;
2)поведение накануне экзамена;
3)поведение собственно во время экзамена.
Подготовка к экзамену.
Прежде чем начать подготовку к экзамену, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить учебники, пособия. Психологи считают, что хорошо ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, какой-то маленькой вещицы. Для начала хорошо определить, кто вы – «сова», «жаворонок» или «голубь», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы. На каждый день составлять план занятий, что именно будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета. Хорошо начинать – пока не устал, пока голова свежая – с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Бывает, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, что более интересно.
Обязательно чередовать работу и отдых: 40 мин.- занятий и 10мин. – перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. При подготовке к экзаменам вообще полезно писать план. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Ведь иногда возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу – любому, кто захочет слушать. Хорошо попробовать рассказать перед зеркалом (в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (т.е. готовится к экзаменам) и воспроизводит её(т.е. сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовитесь дома, расслабившись, а на экзамене испытываете напряжение, волнение. Когда вы рассказываете вслух ответ, вы сближаете эти два состояния. Здесь включается речедвигательная память. Если в какой-то момент вам начинает казаться, что это выучить невозможно, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, сколько ещё предстоит пройти. Не «Ой, мамочки, я ничего не знаю.» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие для вас вопросы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день, обязательно составляйте план ответа, причем каждый на отдельном листе, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.
Обязательно чередовать работу и отдых: 40 мин.- занятий и 10мин. – перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. При подготовке к экзаменам вообще полезно писать план. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Ведь иногда возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу – любому, кто захочет слушать. Хорошо попробовать рассказать перед зеркалом (в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (т.е. готовится к экзаменам) и воспроизводит её(т.е. сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовитесь дома, расслабившись, а на экзамене испытываете напряжение, волнение. Когда вы рассказываете вслух ответ, вы сближаете эти два состояния. Здесь включается речедвигательная память. Если в какой-то момент вам начинает казаться, что это выучить невозможно, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, сколько ещё предстоит пройти. Не «Ой, мамочки, я ничего не знаю.» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие для вас вопросы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день, обязательно составляйте план ответа, причем каждый на отдельном листе, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.
Накануне экзамена.
Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями».
Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы садитесь на место, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдачи экзамена. Естественно, если у вас вообще нет никакого страха, то и не надо его представлять. Однако отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам. Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.
Каждому известно, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы.
И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас и во время экзамена.
Подготовила педагог-психолог Вавилова Н.И.
Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы садитесь на место, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдачи экзамена. Естественно, если у вас вообще нет никакого страха, то и не надо его представлять. Однако отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам. Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.
Каждому известно, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы.
И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас и во время экзамена.
Подготовила педагог-психолог Вавилова Н.И.
Как подготовить ребенка к школе?
Как помочь ребенку стать школьником, как помочь ему подготовиться к сложному труду - учению? В первую очередь необходимо позаботится о нравственной и психологической готовности к школьному обучению.
1. Нравственная готовность к школе начинается задолго до 7 лет.
Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления деятельности нужно обладать рядом качеств таких как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Организованность. Это значит у ребенка 6-7лет уже должны быть сформированы правила организованной жизни.
Важным правилом является: "Каждой вещи свое место". Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. Организованность проявляется и в малом и большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение.
Какие можно предложить советы для воспитания организованного поведения?
Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка, общей атмосферой семьи, собственным пожеланием. Задолго до школы ребенка надо приучать к режиму дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво.
Здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:
- вставай, ешь, гуляй в одно и то же время; умей занять себя интересным делом;
- чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;
- найди время для общих семейных дел и труда;
- не трать много времени на режимные процессы: одевайся быстро, убирай сразу все на место , аккуратно ешь.
В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться и уровень ее развития различен. К 6 - 7 годам организованность проявляется в таких качествах, которые имеют важное значение в подготовке к школьному обучению: ребенок не только выполняет требования взрослых, но и начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Инициативность - это качество особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно: уйти от инструктивного воспитания. Когда вся жизнъ ребенка подчинена инструкциям взрослых, ожидание инструкций развивает безинициативность, тормозит проявлению самостоятельности и творчества.
Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка, общей атмосферой семьи, собственным пожеланием. Задолго до школы ребенка надо приучать к режиму дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво.
Здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:
- вставай, ешь, гуляй в одно и то же время; умей занять себя интересным делом;
- чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;
- найди время для общих семейных дел и труда;
- не трать много времени на режимные процессы: одевайся быстро, убирай сразу все на место , аккуратно ешь.
В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться и уровень ее развития различен. К 6 - 7 годам организованность проявляется в таких качествах, которые имеют важное значение в подготовке к школьному обучению: ребенок не только выполняет требования взрослых, но и начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. Инициативность - это качество особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно: уйти от инструктивного воспитания. Когда вся жизнъ ребенка подчинена инструкциям взрослых, ожидание инструкций развивает безинициативность, тормозит проявлению самостоятельности и творчества.
Самостоятельность - важный показатель нравственной готовности к школьному обучению.
Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни. Воспитанию организованности, самостоятельности способствуют выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье. Для ребенка 6-7 лет обязанности могут быть следующие: поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, стирать носки, майку, помогать взрослых в приготовлении завтрака, обеда, ужина /поставить на стол посуду , нарезать вареные овощи, положить салфетки/.
Родителям важно проследить, чтобы ребенок делал это с соблюдением гигиенических правил. И всегда рядом взрослый, который поддержит, одобрит,поможет. Ответственное выполнение трудовых обязанностей становится привычной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детек к школьному обучению. Ответственность - это важный показатель готовности к школе. Начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь. Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата. Успешность школьной жизни связана еще с одной стороной психологической готовности: умение жить в коллективе, быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Взрослым следует показывать примеры: проявлять внимание к членам семьи.
2. Умение детей общаться со сверстниками и со взрослыми.
Прежде всего надо сформировать такие навыки:
- умение слушать собеседника, не перебивая его;
- говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости;
- учите ребенка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение;
- учите его спорить, отстаивать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться.
3. Играйте с детьми.
В игре у ребенка развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Чтобы игра не была примитивной, а развивающей, игрой должен руководить взрослый. Взрослый ― хороший партнер в игре. Игра ― своеобразное общение, и участие в нем родителей, доставляет ребенку большую радость.
Советы:
- обязательно находите время для совместной игры;
- подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком легкие;
- подробно объясняйте правила игры, будьте терпеливы;
- придумывайте новые игры вместе с ребенком, дайте ему возможность самому придумать разные варианты одной игры.
Подготовила педагог-психолог Свиридова Е.А.
Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни. Воспитанию организованности, самостоятельности способствуют выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье. Для ребенка 6-7 лет обязанности могут быть следующие: поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, стирать носки, майку, помогать взрослых в приготовлении завтрака, обеда, ужина /поставить на стол посуду , нарезать вареные овощи, положить салфетки/.
Родителям важно проследить, чтобы ребенок делал это с соблюдением гигиенических правил. И всегда рядом взрослый, который поддержит, одобрит,поможет. Ответственное выполнение трудовых обязанностей становится привычной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детек к школьному обучению. Ответственность - это важный показатель готовности к школе. Начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно много знать и уметь. Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата. Успешность школьной жизни связана еще с одной стороной психологической готовности: умение жить в коллективе, быть доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Взрослым следует показывать примеры: проявлять внимание к членам семьи.
2. Умение детей общаться со сверстниками и со взрослыми.
Прежде всего надо сформировать такие навыки:
- умение слушать собеседника, не перебивая его;
- говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости;
- учите ребенка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение;
- учите его спорить, отстаивать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться.
3. Играйте с детьми.
В игре у ребенка развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Чтобы игра не была примитивной, а развивающей, игрой должен руководить взрослый. Взрослый ― хороший партнер в игре. Игра ― своеобразное общение, и участие в нем родителей, доставляет ребенку большую радость.
Советы:
- обязательно находите время для совместной игры;
- подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком легкие;
- подробно объясняйте правила игры, будьте терпеливы;
- придумывайте новые игры вместе с ребенком, дайте ему возможность самому придумать разные варианты одной игры.
Подготовила педагог-психолог Свиридова Е.А.
Как повысить самооценку ребенка?
Уверенность в себе помогает человеку в течение всей его жизни. И очень важно уже с малых лет помогать ребенку повышать его самооценку. Некоторые дети застенчивы, склонны к самокритике. Бывает, что ребенок подвержен частой смене настроений и разобраться в истинных причинах такого поведения очень сложно. Но в любом случае смена настроения ребенка - сигнал для родителей. Не стоит легкомысленно относиться к тому, что чадо стало грустным, замкнутым, не хочет ходить в школу или встречаться с друзьями, хотя раньше таких проблем не было. Если ребенок боится начинать новые дела, хотя до этого с удовольствием познавал мир, тоже может быть признаком изменения его самооценки.
Иногда дети открыто заявляют, что не будут участвовать в утреннике, потому что у них не получится, не станут рисовать, потому что выходит некрасиво. Такие заявления не стоит оставлять без внимания. Дети нуждаются в помощи взрослых.
Как ему помочь?
Во-первых, внимательно понаблюдайте за тем, как ведет себя ваш ребенок, как меняется его поведение, как он реагирует на замечания, новые предложения и неудачи.
Во-вторых, разговаривайте с детьми как можно больше. Но при этом избегайте нравоучительных бесед, старайтесь выбирать темы, которые приятны ребенку, прямо не касающиеся причины его волнений (во что играл в детском саду, о чем разговаривал с друзьями в школе). Разговор должен носить дружеский характер.
Хвалите своих детей. Помните, не все дети - прирожденные гении, но абсолютно все талантливы по-своему. Следует просто повнимательнее относится к ребенку, чтобы отыскать этот талант и развить его. Поощряйте стремление ребенка с самовыражению и развитию и ни в коем случае не говорите ему, что он никогда не станет великим певцом или художником. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку. Обращайте внимание на увлечения ребенка. Есть способность к рисованию - купите краски, альбомы, запишите в художественную школу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя успешным.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно в его присутствии. Это только усугубит ситуацию, заставит его почувствовать себя хуже всех. Кроме обиды и ревности вы ничего не добьётесь.
Не преувеличивайте какие-то отрицательные действия ребенка. Постарайтесь не использовать в общении с ребенком фразы: "Ты всегда плохо ведешь себя", "У тебя плохая память". Постоянным отрицанием и критикой можно подавить всякую уверенность ребенка в себе.
Предоставляйте детям право выбора. Предоставляйте право детям самим решать какие-то простые вещи (в какую секцию записаться, чем заняться в свободное время). Самостоятельные решения также способствуют укреплению уверенности в себе и поднятию самооценки.
Уделяйте детям больше внимания. Иногда ребенок начинает, когда не справляется с какими-то заданиями, начинает учиться хуже, чем раньше. В ваших силах помочь ему: объяснить темы, которые он не понимает, потренируйтесь вместе решать задачи, рисовать. Но ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек.
Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно сказывается на самооценке детей.
Учите ребенка быть популярным среди своих сверстников, ему легче будет учиться и найти круг друзей. Популярность - это умение говорить. Учите ребенка ясно выражать свои мысли (развитие речи), уметь говорить "нет". Имеющие свое мнение дети, способные отказать, пользуются уважением одноклассников и сверстников.
Подготовила педагог-психолог Свиридова Е.А.
Иногда дети открыто заявляют, что не будут участвовать в утреннике, потому что у них не получится, не станут рисовать, потому что выходит некрасиво. Такие заявления не стоит оставлять без внимания. Дети нуждаются в помощи взрослых.
Как ему помочь?
Во-первых, внимательно понаблюдайте за тем, как ведет себя ваш ребенок, как меняется его поведение, как он реагирует на замечания, новые предложения и неудачи.
Во-вторых, разговаривайте с детьми как можно больше. Но при этом избегайте нравоучительных бесед, старайтесь выбирать темы, которые приятны ребенку, прямо не касающиеся причины его волнений (во что играл в детском саду, о чем разговаривал с друзьями в школе). Разговор должен носить дружеский характер.
Хвалите своих детей. Помните, не все дети - прирожденные гении, но абсолютно все талантливы по-своему. Следует просто повнимательнее относится к ребенку, чтобы отыскать этот талант и развить его. Поощряйте стремление ребенка с самовыражению и развитию и ни в коем случае не говорите ему, что он никогда не станет великим певцом или художником. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку. Обращайте внимание на увлечения ребенка. Есть способность к рисованию - купите краски, альбомы, запишите в художественную школу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя успешным.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно в его присутствии. Это только усугубит ситуацию, заставит его почувствовать себя хуже всех. Кроме обиды и ревности вы ничего не добьётесь.
Не преувеличивайте какие-то отрицательные действия ребенка. Постарайтесь не использовать в общении с ребенком фразы: "Ты всегда плохо ведешь себя", "У тебя плохая память". Постоянным отрицанием и критикой можно подавить всякую уверенность ребенка в себе.
Предоставляйте детям право выбора. Предоставляйте право детям самим решать какие-то простые вещи (в какую секцию записаться, чем заняться в свободное время). Самостоятельные решения также способствуют укреплению уверенности в себе и поднятию самооценки.
Уделяйте детям больше внимания. Иногда ребенок начинает, когда не справляется с какими-то заданиями, начинает учиться хуже, чем раньше. В ваших силах помочь ему: объяснить темы, которые он не понимает, потренируйтесь вместе решать задачи, рисовать. Но ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек.
Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно сказывается на самооценке детей.
Учите ребенка быть популярным среди своих сверстников, ему легче будет учиться и найти круг друзей. Популярность - это умение говорить. Учите ребенка ясно выражать свои мысли (развитие речи), уметь говорить "нет". Имеющие свое мнение дети, способные отказать, пользуются уважением одноклассников и сверстников.
Подготовила педагог-психолог Свиридова Е.А.